Делаем развивающий коврик для малыша своими руками

Одно из главных стремлений любой матери – обеспечить полноценное развитие своего ребенка. На раннем этапе жизни малыша для этого применяются развивающие коврики, которые в огромном ассортименте представлены на рынке детских игр.

Если готовые варианты кажутся слишком дорогими, молодая мама вполне может сделать развивающий коврик своими руками. Все, что для этого требуется, немного подручных материалов и навыки кройки и шитья.

Зачем нужен развивающий коврик?

Развивающий коврик своими руками

Это пособие представляет собой небольшой мягкий ковер, на котором присутствуют разные развивающие элементы, используемые для игр с детьми. Подходит он для новорожденных и детей чуть постарше, до двух лет. Ребенка кладут на живот на этот коврик, и он учится сосредоточивать взгляд на отдельных деталях, различать рисунки на ткани, пытается поднимать и удерживать голову.

Многообразие цветов и ярких элементов на коврике привлекает внимание малыша и увлекает его. При установке дополнительных конструкций ребенок может играть и лежа на спине, рассматривать разные подвешенные предметы, тянуть к ним ручки, развивая тем самым координацию движений.

В дальнейшем у ребенка появляются наиболее полюбившиеся элементы коврика, и он начинает пытаться перевернуться, подползти поближе к ним, дотянуться и ухватить самые интересные детали.

Все части игры пробуются малышом на ощупь, благодаря чему руки ребенка развивают свою функцию отдельного инструмента для познавания мира. Ребенок учится различать разные ткани, узнает их характеристики: мягкость и твердость, шершавость, ворсистость, теплоту или прохладу, колючесть шерсти гладкость шелка – развивая, таким образом, свое сенсорное восприятие.

Развивающий коврик своими руками

Элементом познания также становится стремление малыша засунуть себе в рот детали коврика, попавшие в руки. Из развивающего коврика получается сделать отличный набор упражнений для тренировки целого комплекса способностей у новорожденных:

  • крупная и мелкая моторика;
  • восприятие мира разными органами чувств;
  • внимание и память;
  • концентрация;
  • слух и фонетическая память, если сделать в коврике музыкальные модули.

Музыка помогает еще и тем, что благодаря ей у новорожденных появляются одни из первых ассоциативных связей, он начинает учиться строить логические цепочки. В данном случае, это «если нажать на «такую-то» кнопку, зазвучит определенная мелодия».

Ближе к году ребенок начинает более активно и детально развивать мелкую моторику рук, пытаясь манипулировать более мелкими деталями коврика: расстегивать замочки, пуговицы, молнии и другие застежки, открывать кармашки. Малыш начинает ставить свои цели и достигать их.

Когда ребенок достигает возраста, в котором нужно более серьезное развитие, и коврик становится неинтересен, бывшее пособие можно использовать как удобное покрытие для игр на полу.

Необходимые материалы

Развивающий коврик своими руками

Материалы, необходимые для того, чтобы сделать хороший развивающий коврик, найдутся практически у любой молодой мамы. Основные составные части коврика: основа из мягкого материала – поролона, одеяла из ваты, плотной ткани, а также любая натуральная ткань для декора и различные дополнительные детали – пуговицы, ленты, застежки. В общем, все, что придет в голову и будет безопасно для новорожденных детей.

Ткани должны быть из натуральных материалов, так как ребенок будет проводить на коврике много времени. Как следствие, материал должен быть гипоаллергенным, чтобы не вызывать у малыша сыпи и других аллергических реакций. В плане цвета решения могут быть самыми разными, однако стоит избегать чересчур ярких, кислотных оттенков.

Из дополнительных материалов можно приготовить следующий набор:

  • Пуговицы разных форм и цветов. Они могут иметь вид разных зверей, машинок, цветов и других красивых деталей.
  • Разноцветные нитки для вышивки.
  • Молнии и другие застежки разных цветов. Обязательно, нужно внимательно следить за их безопасностью для малыша, который будет теребить их и пытаться засунуть в рот. Зубья не должны быть острыми, лучше крупными. Собачка должна быть надежно закреплена, чтобы ребенок не мог проглотить отвалившуюся мелкую деталь.
  • Широкие резинки и цветные ленты из липучки.
  • Тесемки, ленты, шнуровка.
  • Пластмассовые детали – кольца, погремушки и т. д.
  • Элементы, издающий звук – шуршащие мешочки, набитые фантиками, микросхемы с динамиком из старых игрушек, издающих разные звуки.

Дизайн и изготовление

Развивающий коврик лучше всего сделать тематическим, чтобы было проще придумывать элементы пособия и развлекать ребенка. Начать изготовление коврика следует с создания эскиза. Тему можно выбрать любую, например, одну из нижеследующих.

Времена года

Времена года

Эскиз делится на четыре равных сектора, который будет иметь свою отдельную тему, соответствующую одному из сезонов. В центральной части коврика будет находиться элемент, объединяющий и связывающий все времена года. Он также разделится на четыре части и будет присутствовать на всех тематических участках. Например, это может быть дерево.

Часть его, находящаяся в зимнем секторе, будет покрыта снегом, весенняя часть – цветущими ветками и молодыми листиками, летняя – свежей листвой, набравшей силу, а осенняя – плодами и пожелтевшими листьями. Также центральной частью может быть пруд или озеро, которое зимой покрыто льдом, весной – плавающими льдинами, летом в нем плавают люди, а осенью оно серое и с желтыми листьями на поверхности воды. Главное условие – симметричность главного объекта во всех секторах.

Затем придумывается каждый сектор в отдельности. Они наполняются ассоциациями с временами года, элементами праздников, признаками регулярных изменений в окружающем мире. Все это должно быть представлено и в виде интерактивных элементов, чтобы ребенок мог взаимодействовать с ковриком.

Так, в зимнюю часть можно добавить пришитую варежку, в которую малыш сможет просовывать руку. Внутри этого элемента можно спрятать разные детали вроде веревочек и резинок, чтобы у детей появлялся интерес к исследованию, и развивалось абстрактное мышление. Можно разработать элементы для игры, в которой малышу нужно будет соотнести предмет и время года. Для этого используются не прикрепленные к коврику детали, символизирующие тот или иной сезон. На них закрепляется липучка, которой эти детали можно прилепить к ковру.

Ребенок сможет самостоятельно составлять аппликации из этих деталей – например, лепить снеговика, собирать плоды с осенних деревьев и т. п. Конечно, такое развлечение не подойдет для новорожденных, но станет отличным занятием для развития детей от года.

Приключения

герои детских сказок на развивающем коврике

Особенность этого коврика – возможность двигать персонажей тематики. Сначала нужно выбрать, кто будет этими персонажами. Ими могут быть герои детских сказок, безымянные детишки, машины скорой помощи или пожарные машины с бригадами, звездолет. Нужно разработать и траекторию, по которой будет передвигаться этот элемент.

Механизм для движения будет состоять из шнура, натянутого по этой траектории. Герой вышивается с двух сторон и должен иметь два отверстия в основании, в которые затем продевается веревка. С помощью этого несложного механизма ребенок сможет вести персонажа, используя и тренируя руки.

Если двигающимся элементом стал герой сказки, он может перемещаться по локации, связанной с этой сказкой – волшебному лесу, полю, сказочному городу с дворцами и избушками, на фоне могут быть изображены волшебные существа, волшебники, рыцари и другие второстепенные персонажи – все зависит только от фантазии мастерицы. На пути может иметься ручей или река с дугообразным мостом над ней, над полем могут летать птички и бабочки.

Если же обстановка приближена к реальному миру, нужно постараться сделать их как можно более правдоподобными. Объекты могут быть объемными – разные машинки, поезда и самолеты, они могут вкладываться друг в друга или вслед за своим движением открывать спрятанные элементы.

Обязательно на коврике должны присутствовать разные звери, чтобы у детей складывалась картина мира. Крылья можно сделать объемными, чтобы ребенок мог с ними взаимодействовать – махать ими, складывать и расправлять. Можно приделать к животным высовывающиеся языки и сделать открывающиеся пасти – вероятно, ребенка это заинтересует, и он будет пытаться повторять действия чаще, тем самым развивая моторику и память.